Одним из приоритетных направлений работы АВА-инструктора с учеником является формирование у ребенка навыков диалоговой речи. Мы учим ребенка отвечать на вопросы. Ответы на вопросы вроде: «Что ты ел на завтрак?», «Где ты живешь?», «У кого есть руки?», «А у кого есть полоски?» также являются интравербальным поведением. Типично развивающиеся дети демонстрируют огромное количество интравербальных реакций, таких как чтение стихов наизусть, пение песен, рассказывание историй, описание действий, объяснение где болит и тп. Навыки диалоговой речи являются важным компонентом интеллектуальных процессов, что проявляется, например, в ответе на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?» - «Поставить чайник на огонь». Или в ответе: «Два» на услышанное: «Три минус один равно…». Репертуар интравербальных реакций кажется бесчисленным, о чем свидетельствует тот факт, что взрослые люди имеют миллионы интравербальных связей, и каждый день они воспроизводят тысячи из них.
В репертуаре поведенческого аналитика есть инструменты для формирования и развития навыков диалоговой речи у ребенка. Непрерывные сборы данных о реакциях ребенка и о предоставленных ему подсказках в ходе обучающих программ помогают увидеть реальную картину от занятия к занятию. По-настоящему положительная динамика прослеживается в формировании всех навыках, над которыми идет поведенческое вмешательство, и в частности, положительная динамика в формировании и усложнении интравербального репертуара ребенка.
Не забудь записаться