Ребёнок не реагирует на свое имя, не смотрит на говорящего. Норма или патология?
Реакция на голос говорящего и реакция на свое имя – это навык поведения слушателя (навык понимания речи), а также этот навык можно отнести к навыкам социального поведения и социальной игре. Реакция на собственное имя – это одна из наиболее распространенных форм раннего понимания речи у детей. Реакция на имя формируется в связи с частым использованием имени ребенка одновременно с предоставлением внимания взрослыми, физическим контактом, а также предоставлением различных привлекательных предметов и действий для ребенка.
6 месяцев
Многие родители отмечают, что их малыши начинают реагировать, на своё имя не позднее 6 месяцев. Вероятно, это просто реакция на голос близкого человека (мамы, папы). Нет повода для беспокойства, если ребенок не демонстрирует реакцию в сроки, установленные нормами, ведь каждый малыш уникален. Конечно, отклонения от усредненных показателей должны быть небольшими. Родители должны знать, что чем раньше они начнут называть малыша по имени, тем скорее кроха начнет реагировать на свое имя, а затем и проговаривать его.
12 месяцев
Как ребенок в возрасте 12 месяцев реагирует на свое имя в норме?
Когда кроха смотрит в сторону, занимается с предметом, а взрослый произносит его имя, ребенок поворачивается и смотрит на взрослого.
Возможные причины отсутствия реакции на собственное имя:
Проблемы со слухом
Недостаток общения со взрослыми
Отклонения в психологическом развитии
Что делать если ребенок не реагирует на свое имя к 12 месяцем?
Если ваш малыш не реагирует на свое имя, то вам следует обратиться к специалистам:
Отоларинголог, сурдолог - специалисты обследуют органы слуха ребенка, исключат или выявят патологию органов слуха. После обследования, при необходимости, дадут вам рекомендации, назначат лечение, и в скором времени малыш начнет реагировать на свое имя.
Невролог и детский психиатр – нередко отсутствие реакции на собственное имя – это один из признаков расстройств поведения.
Поведенческий аналитик – специалисты в области прикладного анализа поведения помогут малышу овладеть навыкам реакции на собственное имя.
В центре коррекции и развития «Мотивация» специалисты по прикладному анализу поведения успешно решают проблемы, связанные с отсутствием целевых реакций на собственное имя у детей. На занятиях АВА-Терапии поведенческий специалист не только формирует этот важный навык ребенку, но и объясняет родителям каким образом верно реализовать данный протокол обучения в различных ежедневных рутинах дома, во время прогулок на детской площадке, в гостях, в игровой комнате и т.д.
Советы от Лыковой Марии Алексеевны поведенческого аналитика центра коррекции и развития «Мотивация»:
Если ваш малыш не реагирует на собственное имя, то:
Следует устранить обращение по имени при предъявлении требований и порицаний. Например, «Сядь», «Иди ко мне», а не «Аня, сядь», «Аня, ай-яй-яй!» «Аня, нельзя!».
Предоставляйте малышу любимые игры, лакомства, внимание, похвалу совместно с произнесением его имени.
Обратитесь за профессиональной помощью к специалисту по прикладному анализу поведения.