У детей с аутизмом и другими особенностями в развитии наблюдается социальное взаимодействие со взрослыми, тогда как социальное взаимодействие со сверстниками отсутствует. Существует целый ряд возможных причин, по которым сверстники могут быть аверсивным (неприятным) стимулом для ребенка.
Проблематичное поведение может стать одной из форм социального взаимодействия ребенка, который обращает внимание на сверстников, имитирует их действия и хочет совместной деятельности с ними, но при этом не обладает необходимыми вербальными навыками.
Если ребенок не контактирует со сверстниками, или контактирует в недостаточной степени, либо демонстрирует при этом нежелательное поведение, должны быть реализованы процедуры обусловления и повышения значимости общения со сверстниками. Существует множество возможностей для развития социальных навыков у детей.
В рамках групповых тренингов по социальному взаимодействию многие из этих процедур успешно реализовываются. Дети учатся следовать за сверстниками, имитировать их моторное поведение, обращаться к ним с просьбами, реагировать на просьбы, приглашать сверстника принять участие в игре, играть вместе в различные социальные игры, соблюдать очередность в игре.
В ходе занятий дети сотрудничают друг с другом для достижения совместного результата, учатся задавать вопросы, а также отвечать на вопросы, участвовать в диалоге. Подобные занятия являются, своего рода, промежуточной ступенью от индивидуального обучения (ребенок-педагог) к обучению традиционному в группе сверстников.