Что такое эхолалия?
Эхолалия – это автоматическое повторение ранее услышанных слов. Например, у ребенка спрашивают: «Как дела?», а он отвечает: «Как дела» или «Дела», вместо «Хорошо», «Нормально», «Отлично» и тп.
У ребенка интересуются: «Хочешь кушать?», а он говорит: «Хочешь кушать», вместо «Да», или «Нет», либо «Хочу» и тп. – это немедленная эхолалия.
Ребенок повторяет слова за взрослым
Вопрос от родителей: Ребенок повторяет слова за взрослым – это нормально?
Ответ специалиста: При некоторых обстоятельствах, это нормально.
Повторение услышанного, эхолалия – это нормальная часть речевого развития малыша. В процессе обучения разговорной речи дети повторяют слова за другими постоянно. Если мама спросит своего годовалого сына, хочет ли он пить, он сразу отреагирует - «Пить» или «Пиии», «Пать». Он пока не может сказать: «Да», а просто повторяет последнее слово в вопросе (точно или приближенно). Малыши учатся разговаривать, дублируя то, что слышат вокруг, но они быстро учатся выстраивать свои собственные высказывания, и так называемая эхолалия случается все реже, потребность в ней отпадает.
Некоторые дети не перерастают этап эхолалий. Дети продолжают месяц за месяцем повторять услышанные слова от других людей, диалоговая речь не развивается. Большая часть из таких детей совсем не говорят ничего кроме фраз из мультиков и услышанных слов/фраз от взрослых вне контекста. Такая форма эхолалии свидетельствует о нарушении речевого развития. По ряду причин ребенку сложно учиться пользоваться речью как средством коммуникации.
Когда эхолалия должна прекратиться?
Дети к возрасту 24х месяцев начинают говорить самостоятельно. Малыши такого возраста могут продолжать повторять за взрослыми, когда услышали незнакомое слово, когда взрослые им задают сложный вопрос или предъявляют сложную инструкцию. Двухлетки не должны использовать речь как средство коммуникации с другими людьми путем повторения слов за взрослыми.
К трем годам в норме родители не замечают эхо-реакции у ребенка, так как эхолалии случаются вовсе изредка. Дети в возрасте трех лет самостоятельно выстраивают простые предложения в процессе общения с другими людьми.
Когда ребенок произносит фразы из мультиков, когда не видет в данный момент мультик и не слышит его, ребенок говорит: «Будь здоров!», а часом ранее он чихнул, и мама ему сказала: «Будь здоров!» – это отсроченная эхолалия.
Отсроченная эхолалия свойственна многим детям, но если ребенок общается в большей части только при помощи цитат из мультиков, не является нормой. Когда малыш цитирует стихи, обыгрывает понравившейся эпизод - это нормально, но если он «застрял» на нескольких эпизодов и фразах, повторяет их вне контекста - это должно насторожить родителей. Если ребенок часто цитирует что-либо, при этом его речь не развивается, наблюдается обедненный активных словарь – это повод обратиться к специалисту по прикладному анализу поведения, логопеду как минимум.
Каким образом помочь ребенку?
На занятиях АВА-Терапии специалисты оценивают развитие вербального поведения и определяют дефицитные навыки ребенка. Эхолалии могут случаться по разным причинам. Только специалист по прикладному анализу поведения может верно определить функцию эхолалий. Понятие причины или причин такого состояния очень важно, ведь помощь ребенку в преодолении проблем, связанных с демонстрацией нефункциональных эхолалий должна вестись исходя из её причин.
Эхолалия
У ребенка может быть неплохо сформирован навык наименования, например, на вопрос «Что это?» с предъявлением изображения или трехмерного объекта ребенок отвечает верно. При этом не сформирован навык диалоговой речи, например, если изображение предмета или трехмерный объект не демонстрируется, взрослы задает вопрос о чем-либо, например: «Чем кушаем?», ребенок затрудняется ответить: «Ложкой», при этом точно знает для чего нужен этот предмет (ребенок самостоятельно берёт ложку и начинает кушать суп). В этом случае специалист будет формировать и усложнять навык диалоговой речи.
Ребенок может использовать эхолалии в качестве просьб. Когда мама спрашивает: «Хочешь суп?», ребенок дублирует вопрос. Ребенок испугался какой-то предмет (объект) и вместо, того, чтобы попросить взрослых убрать неприятный предмет, говорит: «Не бойся, не бойся». Ребенок хочет пить, и говорит взрослым: Хочешь сок». В этом случае специалист будет формировать навык просьб. Ава-терапист научит ребенка просить общепринятым способом желаемое и просить устранить неприятный стимул.
Ребенок не понимает обращенную речь – при этом повторяет слово, фразу за взрослым, тем самым как будто сообщает взрослому «Я здесь, я тебя слышу, я стараюсь сделать то, о чем ты просишь меня». АВА-терапист будет формировать и развивать ребенку навык поведения слушателя (навык понимания речи).
Ребенок использует эхолалии в качестве самостимуляций – дети повторяют фразы потому что им это нравится, их это успокаивает. Это речевые стереотипии. Стереотипное, повторяющееся поведение может быть и моторным (машет руками, прыгает, совершает другие моторные действия и тп). В этом случае АВА-специалист будет формировать ребенку навыки игры и досуга, и даст рекомендации родителям по устранению эхолалий, когда они случаются вне кабинета специалиста.
Мотивация
В коррекционном центре «Мотивация» г. Волгограда специалисты в области прикладного анализа поведения помогают детям сформировать функциональную речь, и эхолалии постепенно прекращаются.