
Обучение с использованием подсказок
В АВА-Терапии существует множество инструментов для успешного обучения ребенка. Один из них – это оказание запланированных подсказок. Подсказки помогают избежать возникновения проблематичного поведения у ребенка, способствуют быстрому обучению, ученик чувствует себя успешным, не впадает в фрустрацию и хорошо сотрудничает с учителем. Существует множество различных видов подсказок и способов их удаления. На начальном этапе подсказка всегда максимальная, но постепенно меняется уровень ее интенсивности, она начинает ослабевать, мы в ожидании самостоятельной реакции ученика. Мы отлично знаем какую именно подсказку выбрать для конкретного ребенка, когда следует ее ослабить, либо усилить, таким образом, мы избегаем зависимостей от подсказок.
Основные виды подсказок:
физическая подсказка
указательный жест
речевая (вербальная) подсказка
визуальная подсказка
подсказка в виде модели

Физическая подсказка
Физическая подсказка. Эта подсказка самая сильная, применяется для детей с моторными нарушениями. В полном объеме, либо частично помогаем ребенку совершить необходимое действие.
Пример:
Инструкция: «Надень шапку»
Целевая реакция: «Ребенок берет шапку в руки и надевает на голову»
Подсказка: Мы физически помогаем ребенку совершить целевое поведение. В зависимости от способа удаления подсказки, будем использовать временную задержку, либо снижать интенсивность подсказки.

Указательный жест
Указательный жест. Мы подскажем, указав пальцем на определенный стимул, конечно, запланируем способ удаления подсказки.
Пример:
Инструкция: «Надень шапку»
Целевая реакция: «Ребенок берет шапку в руки и надевает на голову»
Подсказка: «Мы укажем на шапку».

Речевая (вербальная) подсказка
Речевая (вербальная) подсказка. Подсказка в двух вариантах. Смоделированный ответ – мы скажем слово, которое должен произнести ребенок. Запланируем способ удаления, возможно, сначала будем произносить слово целиком, далее слово без последнего слога, потом лишь первый слог или первый звук. Например, задав вопрос: «Что надеваешь на голову?», мы подскажем: «Шапку», или же «Шап», «Ш».
Напоминание о том, что пришло время что-либо сделать, выполнить — Допустим, заканчивается перемена, мы скажем «Осталось играть 3, 2, 1», ребенок совершит целевое поведение – вернется за стол.

Визуальная подсказка
Визуальная подсказка. Это действенный метод общения с ребенком при помощи карточек, расписаний и различных изображений. Такая подсказка может существенно помочь ученику действовать самостоятельно, например, если ребенку нужно разогреть себе обед, он может воспользоваться визуальным расписанием, последовательно выполняя каждый шаг цепочки поведения «Разогреть обед в микроволновой печи».
Пример:
Инструкция: «Что надеваешь на голову?»
Целевая реакция: «Ребенок отвечает: «Шапку»»
Подсказка: Мы покажем шапку, либо карточку с ее изображением. Переходя от одного уровня удаления подсказки к другому, карточка с изображением шапки будет все бледнее и бледнее, а может мы будем показывать шапку целиком, а потом ее часть, а с каким-то учеником изображение шапки меняться не будет, но демонстрировать ее мы будем используя временную задержку.
Подсказка в виде модели
Подсказка в виде модели. Этот вид подсказки используется с детьми, у которых есть репертуар моторной имитации. Мы моделируем целевую реакцию –ученик имитирует (повторяет за нами), соответственно совершает целевое поведение.
Использование запланированных подсказок при обучении детей с аутизмом и другими расстройствами развития – это основа эффективности реализации целей АВА-Программы.
Пример:
Инструкция: «Надень шапку»
Целевая реакция: «Ребенок берет шапку в руки и надевает на голову»
Подсказка: «Мы надеваем шапку себе на голову»